Ксеноновые лампы

        Комплекты ксенонового света служат для обеспечения безопасности водителей транспортных средств в условиях недостаточной видимости и в ночное время. В большинстве автомобилей пока еще изначально устанавливаются фары с галогеновыми лампами. Света таких фар иногда оказывается недостаточно для качественного освещения дороги, поэтому многие стремятся установить ксеноновые лампы. В автомобильной светотехнике ксеноновые лампы начали использовать в середине девяностых годов после того, как были решены некоторые технические проблемы и подготовлены необходимые стандарты.
        Ксеноновая лампа — это стеклянная колба, наполненная смесью инертных газов, включающих ксенон, с двумя электродами. У этой лампы нет нити накаливания. Свет дает электрическая дуга, возникающая между двумя электродами (High Intensity Discharge, т.е. высокоинтенсивный разряд). В результате повышается КПД, а свет получается не только более ярким, но и изменяется его спектр (смещается в сторону синего). Технология HID увеличивает надежность ламп примерно в 10 раз, так как вибрации, возникающие во время движения, могут повредить нить накала, а здесь нити накала просто нет.        Одной из проблем применения HID-Lamp является необходимость генерировать для розжига дуги высоковольтные (до 25 000 В) импульсы напряжения. Однако, чтобы лампа тут же не погасла и продолжала светить непрерывно, вслед за электрическим импульсом на ее электроды необходимо подать переменный ток меньшего напряжения (около 85 вольт). Необходимое питание обеспечивает весьма сложный модуль (блок управления или розжига), работающий в саморегулирующемся режиме. Наиболее известные производители оборудования для ксенонового света в мире: Hella, Philips, Оsram, Narva, Mitsumi, Prolight, General Electric, XENOTEX.
        Установка ксенона сегодня возможна для большинства автомобилей, поскольку производители разработали ксеноновые лампы с цоколем для установки в обычные фары под лампочки типа H1, H4, H7, HB4 (9006) и т.д. Модернизация светооптики автомобиля заключается в замене ламп, прокладке жгутов и установке блока поджига. Но как раз выбор места для установки и сама установка этих блоков часто затрудительна из-за тесноты в моторном отсеке. Иногда требуется снятие фар или других элементов конструкции, доработка электрической схемы освещения (Subaru Outback), доработка фар (KIA Sorento). Использовать фары с ксеноновыми лампами в обычных машинах следует очень осторожно. С одной стороны, потребляемая мощность всего 35 Вт вместо 55/60 Вт у галогеновых (хотя уже есть ксенон мощностью 55 Вт). Это уменьшает нагрузку на генератор (следовательно, и потребление топлива), снижает температуру внутри фары, чем обеспечивается большая долговечность покрытия отражателя и пластика фары. С другой стороны - они создают световой поток в 2,8 раза сильнее галогеновых. Сравните свет ксенона (справа) и галогенки (слева). Свет ксенона имеет более "натуральный" цвет, он близок человеческому глазу. На рисунке показан график дальности и силы освещения ксенона и галогена. Как видите, ксенон светит в два раза дальше и в два раза сильнее галогенки.

Галогеновая лампа 3200°K Ксеноновая лампа 6000°K

        При установке ксенона в отечественные автомобили и старые иномарки большое внимание следует уделять регулировке фар, иначе ослепления водителей встречных машин не избежать. Вообще-то, если машина не оснащена омывателями фар и системой динамической регулировки фар, которая постоянно контролирует наклон кузова и автоматически управляет световым потоком, такое переоборудование небезопасно и противозаконно, так как загрузка автомобиля способствует неправильному светораспределению на дороге, а грязные фары только усугубляют ситуацию и усиливают рассеивание света по сторонам. Но многие ли из нас думают об этом? Слишком велик сооблазн получить яркий световой поток. Ксенон уже давно стал не роскошью, а необходимым доп. оборудованием к хорошему автомобилю. Преимущества - очевидны: гораздо лучше видимость, большая экономичность и, конечно, солидный вид автомобиля. Теоретически ксенон должен только улучшать свет фар. Это предположение строится на том, что галогеновая лампа является точечным источником света (размеры нити накала по сравнению с размерами отражателя очень малы) и располагается этот источник света в правильном (с точки зрения оптики) месте. Взамен него мы устанавливаем другой точечный источник (пусть и ксеноновый), поэтому ничего не должно ухудшаться. На практике же так бывает не всегда. Световой пучок часто получается более размытым, без четких границ. Ксеноновые лампы различаются, кроме производителя, по световой температуре и цоколю. Световая температура измеряется в градусах Кельвина.

  • 4500°К – свет с желтым оттенком, похож на свет галогеновых ламп
  • 6000°К – цвет ламп наиболее приближен к дневному свету (белый)
  • 8000°К – свечение с голубоватым оттенком
  • 8000°К-12000°К – цвет смещается в сторону фиолетового
        Разная температура свечения достигается тем, что изменяются пропорции между компонентами газа, который является источником света в газоразрядной лампе. Сейчас наиболее распространены лампы с температурой свечения в 5000°К - 6000°К Необходимо помнить, что человеческий глаз наиболее хорошо видит при свете, близком к белому. В автомобилях, штатно оборудованных ксеноном, устанавливаются лампы с температурой порядка 4500°К .
D2S_ks_1.jpg        Лампы D2S, устанавливаемые производителями в штатные ксеноновые фары, предназначены для фар так называемого проекционного (прожекторного) типа - свет от лампы концентрируется эллиптическим отражателем и фокусируется в направленный пучок с помощью линзы. D2R применяют в фарах традиционного рефлекторного типа с параболическим отражателем и обычным стеклянным рассеивателем. Лампы не являются взаимозаменяемыми. Помимо отличий в цоколе, у ламп "R" есть светопоглощающая маска (напыление на колбе в виде двух продольных полосок и кольца). Маска нужна для формирования нормативной асимметрии светового пучка - она подрезает луч так, чтобы соблюдать европейские требования к светотеневой границе. В самой конструкции проекционной фары уже предусмотрен теневой экран для предотвращения ослепления встречного транспорта, поэтому у ламп типа "S" колба чистая. Лампа D2R была создана для того, чтобы в середине 1990-х фирма Мерседес могла по-прежнему продолжать использовать
рефлекторные фары, а не прожекторные, как у BMW. Другие производители автомобилей (Lexus, Infinity, Acura) последовали примеру Мерседеса и тоже оснащали автомобили D2R-лампами в рефлекторных фарах. Внешний вид ламп с другими цоколями представлен на этом рисунке:

korean_types_ks.jpg

Ксеноновые лампы применяются для установки в автомобили, имеющие отдельные фары для ближнего и дальнего света. Для автомобилей, имеющих одиночные фары (например, ВАЗ-2109, Lanos), в которых установлены совмещенные лампы ближний/дальний, требуется применение биксенона. На сегодняшний день известны два типа ламп Bi-Xenona: лампы, работающие по принципу механического перемещения источника света (схема работы показана на рисунке слева) и лампы, имеющие два, рядом расположенных, источника света (справа). Сравните с принципом работы галогеновой лампы для ближнего/дальнего света (посередине).

bixenon_mech_ks.gif bixenon_double.jpg halogen_ks.gif

    В состав комплекта ксенона входят:
  • блоки розжига - 2 шт;
  • лампы - 2 шт;
  • провода с необходимыми разъемами;
  • монтажные приспособления
Сейчас активно выпускаются блоки розжига так называемого 5-го поколения. Они значительно меньше по габаритам, чем блоки 4-го поколения и поэтому называются «Slim». Во многих автомобилях последних лет выпуска (VW, Audi, Skoda) применяются системы контроля за исправностью ламп освещения, которые при установке ксенона взамен галогенок выдают сообщения о неисправности ламп. В этом случае требуется применение блоков розжига со встроенными «обманками» (они несколько дороже).
        Напоследок о ценах на комплекты и работу и о надежности. Сейчас на рынке засилие корейско-китайских производителей. Их продукция по цене вне конкуренции (комплект биксенона MTF, Mlux стоит 180$, ксенон порядка 120$). Но настоятельно рекомендую в погоне за дешевизной не забывать о "бесплатном сыре". У таких производителей и качество соответствующее. Разброс по световой температуре для ламп одного комплекта в 500К считается нормой, а не браком. А такие как Narva и Philips такого в принципе не допускают, производя контроль всех параметров на конвейере. Hella использует блоки с тройным импульсом розжига, что гарантированно зажигает любую лампу (у корейцев и китайцев - одиночный). Но и цена, соответственно, фирменных комплектов выше. На сегодня комплект биксенона Narva стоит 240$, Hella — еще больше. О стоимости работы. Обычно работа по установке стоит 40-60$ и зависит от сложности. Если считаете, что это много — поставьте сами. В интернете хватает описаний «самоделкиных» установок.
    Примечания:
  • Установка ксенона может не позволить Вам пройти техосмотр законным образом.
  • Не включайте и не выключайте фары без лишней необходимости. Это отрицательно сказывается на сроке службы ламп, ведет к истощению электродов лампы и, как следствие, ухудшению освещенности. Момент включения — наиболее тяжелый режим работы блока розжига. Именно в этот момент протекает наибольший пусковой ток (до 15- 20А). Ксенон не любит мигания дальним светом.
  • Включайте свет после запуска двигателя. Это сократит количество включений и выключений ламп освещения.
  • Срабатывание защиты в блоке управления может быть причиной внезапного исчезновения свечения ксенона. В этом случае необходимо остановиться и через некоторое время повторить включение. Если такая ситуация повторяется часто - обратитесь к установщику. Зажигание лампы после повторной подачи питания свидетельствует об отсутствии неисправности.
  • Во избежании ослепления водителей встречных транспортных средств после установки необходимо выполнить регулировку света фар с помощью специального прибора (реглоскопа).
  • Всегда поддерживайте стекла фар в чистом состоянии. Настоятельно рекомендуется установить очиститель фар высокого давления — это существенно повысит безопасность пользования фарами. Грязые стекла дополнительно рассеивают свет и слепят водителей встречного транспорта и пешеходов.


МЫ ОБЕСПЕЧИВАЕМ:
  • индивидуальный творческий подход к каждому автомобилю и собственные наработки по защите автомобиля от угона
  • инсталлирование систем с максимальной адаптацией к конкретному автомобилю и установленному оборудованию
  • максимальную маскировку блоков сигнализаций, сирен и реле блокировки
  • гарантию 1-3 года на все виды работ и установленное оборудование.

Звоните, пишите и мы найдем общий язык!

21.09.2013 12:49